Пусть не гаснет свеча, Афган во мне живет…

«Александръ» — второй… Это лишь в наступившем году второй, а всего, слава Богу, состоялось 29 выпусков.

Вчитываюсь. Каждая строка навевает воспоминания, вызывает ассоциации, раздумья проплывают отблесками в сознании…

Помнится, как в 80-е разыгрывались порой драматические сцены в транспорте, дескать, молод еще, а называется ветераном. А в чем должен оправдываться этот бывший сапер 56-ой отдельной десантной штурмовой бригады, если в свои двадцать он уже побывал в армейских операциях, получил контузии обеих ног. По госпиталям Гордезе, Кабула, Ташкента, Самарканда. Но отсиживаться в госпиталях нельзя, и он снова в «горячих точках», ибо помнит, что от сапера зависит жизнь ребят.

Жанровое разнообразие публикаций, публикационная заостренность, драматургичность и даже кинематографичность оживляют картины и приковывают мое внимание. Сколько, например, приходилось читать о политических играх в Афганистане на протяжении ХХ век, но часто, кажется, и сами авторы запутывались в хитросплетениях, для читателя же тем более, дальше дежурной палочки-выручалочки «восток — дело тонкое» дело не шло. Но вот читаю Александра Сухачева из г.Рубцовска Алтайского края «Афганские перепутья» — и только языком прищелкиваю от удовлетворения: все по полочкам разложил. Вот как надо писать! Вот таким языком учебники для юношества составлять следует…

Не пройду мимо историко-философской глубины художественных очерков (Анатолий Труба «Разберемся! Ты ни о чем не переживай!», Сергей Холодов «Русский десантник против Пандшерского Льва»), убедительной четкости литературных портретов (Л. Гейман, К. Захарова) эксклюзивных интервью, аналитических мемуаров военных специалистов «Первый снег генерал-полковника Ю.В. Тухаринова и «Афганская тема» генерал-лейтенанта, героя Советского Союза Б.В. Громова).

Отдельного разговора заслуживают публикации, претендующие на художественное осмысление отдаляющихся от нас событий: это рассказы Сергея Мильшина «Побег из плена» и «Афганская сказка», а из стихов – особенно Владимира Кошелева:

Афган во мне живет вчерашней болью

И болью нынешней живет.

или

Святая Русь – мой символ веры,

И от него не отрекусь.

Что и говорить, достойный ученик Николая Старшинова!

Об этом сопряжении времен, поколений, событий, кажется, единым выдохом сложено нашей проникновенной Тамбовской Ярославной, Валентиной Дорожкиной:

Где только нет сынов твоих, Россиия!

Они сражались, побеждая зло…

В Отечественной сколько положило,

В войне афганской сколько полегло?!

Сетуем на безлитературность нашего времени, но ведь без «Севастопольских рассказов» не было бы и «Войны и мира». Стало быть, из нынешних опытов, вполне возможно, вызревает будущая великая литература, возможно, это будет коллективный Толстой или коллективный Достоевский…

Share Button

Оставьте комментарий...