Только он не вернулся из боя

Он был скорее незаметным, чем выдающимся. Да, в общем-то, и сама жизнь, сама эпоха внушала именно такой стереотип. Судите сами. Родился в 1951 году, к середине 70-х сложился как личность: окончательно выбрал профессию, обзавёлся семьёй, нашёл ту свою единственную манеру говорить, думать, видеть мир, дышать. Но когда вдруг потребовалось превозмочь боль и страх, оказался мужественным, и когда смерть явилась к нему из марева раскалённых камней и скал, он спокойно посмотрел ей в лицо. Как настоящий воин, как человек, знающий, что не зря прожита жизнь.Image

Александр Ламонов — один из тех тринадцати, чьи портреты помещены на мемориальной стене на улице Гоголевской. Серьёзный задумчивый взгляд сквозь очки. Лицо совершенно гражданского человека.
Он родился в селе Остролучье Мичуринского района 8 ноября. В первый класс пошёл в 1959 году в Остролучинскую среднюю школу. В 1963 году семья Ламоновых переехала в Кочетовку-5, где он продолжил обучение в школе №89.
Кочетовские ребята известны своей вольницей. Саша Ламонов был, пожалуй, исключением среди других. Всё свободное время отдавал книгам. Как рассказывает его мать, Анна Васильевна, читал он много, постоянно, можно сказать, не вылезал из библиотеки. И хотя пошёл в жизнь по стопам отца, Виктора Степановича, который много лет проработал в депо Кочетовка слесарем по ремонту топливной аппаратуры, всё равно тот мир, запечатленный в словах, образах, манил его.
Позже, учась в ГПТУ-5 (сейчас ПУ-20), Александр не изменил своей страсти, быть может, только стала она более ровной, насыщенной. И в этом проявилось такое его качество характера, как постоянство.
Оно же проявлялось не раз и в других случаях. В том числе и когда сделал Александр свой выбор подруги жизни. Училась тогда Валентина в техникуме пищевой промышленности. Дружили. Ушёл Саша в армию для прохождения срочной службы, верно ждала. Когда вернулся, поженились. И с тех пор — куда она, туда и он, куда он, туда и она. Направили её по распределению в Новгород, поехали вместе. Там, в Новгороде, решил Александр идти на сверхсрочную службу, жена не была против. Лишь бы быть рядом.
Но сначала шестимесячная школа прапорщиков. В древнем, как сама Земля, Самарканде, где на базарах лежат горами арбузы, а метровые дыни поражают воображение европейцев, где в самую жару в чайхане сидят старики и пьют горячий зелёный чай за неспешной беседой. Где минареты гордо возносятся к синему небу, напоминая о всесилии аллаха. Мог ли думать и знать тогда двадцатитрёхлетний курсант школы прапорщиков Александр Ламонов, что войдёт в его жизнь Азия и другой страной, что будет видеть он других стариков с пиалами в коричневых ладонях, будет поднимать голову к другим минаретам, но под тем же густо-синим небом.
После окончания школы прапорщиков Александр направляется на службу в ГДР. Пять с половиной лет — в составе группы советских войск в Германии. Военная специальность-связист. В 1980 г. вернулся в Союз и продолжил службу в Выборге Ленинградской области, в тех же войсках связи.
Может быть, где-то в архивах Министерства обороны и остались документы о том, как служил в те годы прапорщик А. Ламонов. Мы же располагаем только официальными сведениями о награждении его медалями «60 лет Вооружённых Сил СССР» и «За безупречную службу» III степени в 1982 году. Значит, служил действительно безупречно. Так качество характера переходит в судьбу.
В1983 г. новое направление — в Мурманск. По сию пору и жена Валентина Николаевна, и сын Сергей проживают в этом северном городе, регулярно посещая родину мужа и отца — нашу Тамбовщину.
Афганистан уже шёл, бороздил кровавые раны по телу народа. Солдаты, прапорщики и офицеры Советской Армии были в постоянной готовности: вот придёт приказ, и часть грузится в поезда, самолёты.
В феврале 1984 года А. Ламонов снова увидел минареты, услышал крик муэддзина, снова перед глазами предстали темнолицые люди, белобородые старики с пиалами в руках. Только всё это было не в богатом и песенном крае — Узбекистане, а в стране, где за каждым камнем мог спрятаться непримиримый «дух», где обстановка была уже не «приближенной к боевой», а просто боевой, где бог войны делал своё кровавое дело.
Прапорщик Ламонов служит в связи, возит почту, секретные документы. В его распоряжении — четыре человека.
27 июня 1985 года колонна автомашин, охраняемая бэтээрами, направлялась в Кабул со стороны Хайратона. Нападение душманов. Щелчки пуль по броне. Стенки и дверцы автомобилей пробиты насквозь. Одна пуля тяжело ранит Александра. Он вместе с солдатами продолжает отстреливаться. Автомат даёт очередь за очередью. Вторая пуля уносит жизнь А. Ламонова. Что видит он в последний миг? Жаркое небо Афганистана и застывшего орла на нём? Выжженные горы вокруг? Или вдруг видится его угасающему взору милая тихая речка Олешня, что течёт под Остролучьем, стайки плотвы в её чистой холодной толще, ивы над водной гладью, темнеющий вдали хоботовский лес?
Люди не забыли Александра Ламонова.
Посмертно он награждён орденом Красной Звезды и медалью «От благодарного афганского народа», а в 1988 году — Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту» и знаком «Воину-интернационалисту». Помнят о нём родные и близкие. Будем и мы помнить о нём, внешне застенчивом, как бы незаметном человеке, который в нужную минуту смог возвыситься до настоящего героизма, до солдатского подвига.
Image

 

О. Болдырева

«Мичуринская правда» , 7 декабря 2000 г.

Здравствуйте, мама, бабушка, Ирина и Сашок!

Мама, письма твои все получил, за что большое спасибо. Но пришлось немного задержаться с ответом, так как находился в командировке. Жизнь у меня проходит тут потихоньку. Здоровье пока неплохое, а как дальше будет, увидим. Правда погода сейчас стала жаркой, температура воздуха в тени 50- 60 градусов жары. Конечно, от такой жары мало хорошего, но жить и работать можно. Мама, а Толя точно едет в Афганистан или он только языком треплет. Если едет, то почему не напишет мне письмо, или он думает, что его оставят в Кабуле без моей помощи. Он глубоко ошибается, его могут загнать в такую дыру, что там можно и голову оставить, но это, конечно, его дело. Мне, безусловно, не составит большого труда, чтобы оставить работать его в Кабуле; но опять же все зависит от него, от его поведения. Как у тебя дела с ребятишками? Как Рая поживает, часто ли приезжает или нет? Пиши, как здоровье у тебя и у бабушки. Передавай привет Михиным, Топильским Пирожниковым, Есауловым, Чешко, тёте Клаве, бабушке Марфуше, дяде Мите и всем остальным. До свидания. Саша.

 22. 05. 85г.

 Письмо Ламонова Александра

 

Share Button

Оставьте комментарий...