Афганистан – далёкое от нас государство, где в 80-е годы XX века в разное время 398 солдат и офицеров Мичуринска и Мичуринского района выполняли воинский долг, а, вернее, долг интернациональный. За этими двумя словами скрыто было очень многое: и штурм дворца Амина, и бои с «духами», и многочисленные операции, и борьба с наркотрафиком, и охрана границ СССР, и разносторонняя помощь афганскому народу (строительство школ, больниц, заводов, фабрик, снабжение населения продуктами питания, бытовой техникой) и так далее. Всё это было. Но было, конечно, и другое: ежедневный риск, постоянная проверка на прочность, ранения и смерти. Последнее было самым страшным и трагическим.
Поэтому, по-моему, никто не вправе рассуждать о необходимости войны или её ненужности. Убеждена, что это право дано только непосредственным её участникам — воинам интернационалистам. Именно они знают настоящую правду о той необъявленной войне, и именно они, приняв в ней участие, заплатили за неё каждый свою цену. Тяготы войны легли на плечи тех, кто знал о ней только по книгам и фильмам.
Мне кажется, что афганская война из общей массы солдат и офицеров выбрала самых лучших и достойных, тех, кого объединило, сроднило потом боевое братство и чувство ответственного выполнения воинского долга.
Не знал наш земляк Пугачев А.Ф., что окажется в Афганистане. У него в жизни было всё, как и у других: детский сад, затем учёба в школе, после окончания которой поступил в ГПТУ-19, чтобы получить профессию автокрановщика. Затем Андрей продолжил учёбу в индустриально-педагогическом техникуме в городе Бугульма. Пришло время службы, 16 мая 1987 года призвали в армию в погранвойска. Конечно, молодой солдат и не думал, что одним из этапов его службы в рядах Вооруженных Сил станет афганская война. Оказался в учебке в Термезе, прямо на границе с ДРА. В январе 1988 года переправили в Афганистан. Летели туда на вертолётах, и сразу же попали под обстрел. Служить Пугачёву А.Ф. довелось в составе одной из мотострелковых групп, которые располагались в горах и в пустыне. Далеко не просто было служить и в одной, и в другой. В горах часто приходилось сопровождать колонны по извилистым серпантинам. Не легче было и в пустыне. Большие неудобства доставлял «афганец» — ветер, поднимавший тучи из песка. Ничего не рассмотреть, глаза не открыть. В такие дни солдаты передвигались, держа друг друга за руки. Жили в блиндажах-землянках, которые рыли сами. Вход в них возвышался над землей. Ни о каком комфорте и удобствах речи и быть не могло. Единственным благом был свет, который вырабатывали два дизеля. За продуктами ездили в Хайратон. Мотоманевровая группа, в которой служил Пугачёв А.Ф., устраивала засады, совершала рейды по кишлакам, захватывала и обезвреживала караваны с наркотиками, оружием. И всё это было постоянно связано с риском. Иногда в операциях вместе с воинами-интернационалистами принимали участие хадавцы, сарбозы (афганцы). Улыбаясь, Андрей Федорович рассказывает: «Надежды на них никакой не было. Вроде бы во время боя с тобой (за твоей спиной) бегут, а оглянешься — никого. Другое дело-свои. На сослуживцев можно было во всём положиться. Жили очень дружно. Старослужащие никогда не посылали молодых в трудные и опасные места, шли сами, обучали новеньких всем премудростям военным. «С огромной благодарностью вспоминает воин-интернационалист своих офицеров: «Они каждого солдата берегли, переживали за нас, тщательно продумывали предстоящую операцию, обучали навыкам ведения боя…Благодаря этому у нас и не было потерь».
Правда, во время очередного рейда наш земляк был ранен, получил контузию. «Нас обстреляли в зеленке (так называли мы полосы земли с зелеными насаждениями), — рассказал Пугачёв. — Меня отправили в госпиталь в Душанбе, немного подлечили и затем вернули в часть». Служба продолжалась.
Начался 1989 год. Уже стало известно о предстоящем выводе наших войск из Афганистана. Безусловно, это вызвало общую радость. Засобирались и пограничники. А когда узнали о том, как торжественно встречали 40-ую армию на границе, то душа просто у каждого запела. «Мы думали, — вспоминает Андрей Федорович, — что и нас подобное ждёт. Но начальство быстро успокоило, заявив, что встречать нас так не будут, что придётся нам тут ещё послужить, так как граница всегда должна быть на замке».
Не в обиде были пограничники, просто домой очень хотелось. Их, как и многих других, радовало важное событие – афганская война, продолжавшаяся 9 лет 1 месяц и 18 дней, наконец-то закончилась. Через два с половиной месяца прислали пополнение, замену. И 16 мая 1989 г. Пугачёв Андрей Федорович демобилизовался. Война осталась позади. Началась мирная жизнь.
Воин-интернационалист, отслужив в армии, продолжил учебу в техникуме, после окончания которого работал мастером в профессиональном училище №19. Уволившись, уехал в Самару, где жил и работал до 2004 года. Затем снова вернулся в Мичуринск. Женился, обрел семейный очаг. Сейчас в семье подрастает сын Никита, которому пять с половиной лет. Жизнь продолжается.
Н. РАЛДУГИНА,
руководитель музея воинской памяти
МБОУ СОШ №7,
заслуженный учитель РФ,
педагог дополнительного образования.